Изгиб зубьев колеса
В первом случае нарезанное колесо получается с подрезанными зубьями, во втором случае — со срезанными головками. В процессе нарезания зубьев колеса долбяком возможность только подреза зубьев определяется условием, возможность только одного среза зуба или среза и подреза одновременно – условием.
Изгиб зубьев колеса в процессе накатывания может происходить как при первом, так и при втором условиях.
Поэтому рассмотрим случай, когда заклинивание зубьев происходит, как в результате непроворота зуба накатника, т. е. большего колеса во впадине накатываемой заготовки, и случай, когда непроворот происходит в результате заклинивания зуба меньшего колеса, т. е. заготовки во впадине зуба накатника.
Чтобы не было заклинивания зуба накатника во впадине колеса, окружность его выступов не должна заходить за точку, в которой линия зацепления касается основной окружности. В предельно допустимом случае, при котором исключается заклинивание, радиус накатника должен проходить через точку, тогда отрезок линии зацепления будет равен нулю.
Определим условия, обеспечивающие отсутствие заклинивания головок накатываемых зубьев колеса во впадинах зубьев; накатника.
Для этого также необходимо, чтобы окружность выступов накатываемого колеса в конце накатки не пересекала бы линию зацепления за точкой, т. е. должно быть выполнено условие Пользуясь графиком, можно определить предельно допускаемое смещение исходного контура накатываемого колеса, при котором не произойдет заклинивания зубьев, если наружный радиус выбран из условия. Например, необходимо накатать колесо с числом зубьев 40 и 0,6. По графику находим, что для устранения возможности изгиба зубьев передаточное число между заготовкой и инструментом должно быть не менее 0,4, т. е. число зубьев накатника должно быть не больше 100.