Формирование зубьев

Предел усталостного выкрашивания

Предел усталостного выкрашиванияПод таким выкрашиванием понималась степень развития процесса, при которой начавшееся повреждение поверхности зубьев непрерывно увеличивается по мере продолжения испытания. Перед началом испытаний все шестерни проходили приработку под нагрузкой, составлявшей 25 и 50% от максимальной, длительность приработки была равна 12 ч. В результате испытаний было установлено, что предел контактного выкрашивания для накатанных зубьев равен 85-87 кг/мм2, а для фрезерованных улучшенных зубьев — 75 кг/мм2, т. е. на 17% ниже, чем у накатанных.

Все зубчатые колеса изготовлялись из стали 45 (ГОСТ 1050-60) из одной заготовки. Для накатанных и нетермообработанных шестерен предел усталостного выкрашивания был равным 75 кг/мм2. Таким образом, предел усталостного выкрашивания накатанных нетермообработанных шестерен был равен пределу фрезерованных улучшенных передач.

Результаты испытаний накатанных колес на излом также свидетельствуют о хороших механических качествах их зубьев. Испытания колес с модулем 2,5 мм производились на специально сконструированном приспособлении, которое полностью имитирует процесс зацепления.

Поломка зубьев производилась инструментом с такими же геометрическими параметрами, как у испытуемого колеса.

Испытания на прочность, на изгиб фрезерованных и накатанных зубчатых колес показали, что их зубья, имеющие небольшую твердость в пределах НВ 207-229, ломаются фактически не от чистого изгиба при зацеплении друг с другом, а от среза и изгиба одновременно. Это объясняется тем, что в процессе зацепления изгибающая окружная сила, приложенная в начальный момент к вершине зуба, перемешается к полюсу зацепления, а затем к корню зуба.

Так как зубья испытуемых колес имели небольшую твердость, то они легко изгибались без излома в начальный момент зацепления.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.