Влияние сил трения на поверхностное перемещение металла
Течение металла на поверхности накатываемой заготовки в зависимости от его направления может быть радиальным или тангенциальным. Средняя единичная радиальная деформация или деформация за одно обжатие в области впадины зуба может быть определена как отношение обжатия к глубине деформированной зоны.
Величина единичного обжатия определяется скоростью подачи накатников и скоростью накатывания.
Средняя скорость радиальной деформации в области впадин может быть определена, как отношение скорости деформации к глубине деформируемого слоя.
Тангенциальное смещение металла является нежелательным фактором, вызывающим сдвиг зубьев и появление дефектов на их поверхности. Причиной тангенциального смещения является скольжение вершин головок зубьев накатника по впадинам накатываемых зубьев, которое возникает в результате разности их окружности скоростей.
Соприкосновение вершин зуба накатника с поверхностью накатываемой заготовки происходит на длине дуги, которая характеризуется углом встречи.
Во время соприкосновения вершина зуба накатника имеет окружную скорость и впадина накатываемого колеса.
Разложим точке по направлению окружной скорости вершин зуба накатника по направлению к центру накатника.
Между вершиной зуба накатника и контактирующей с ней поверхностью заготовки возникнет скольжение. Коэффициент скольжения, характеризующий отношение скорости скольжения к касательной составляющей скорости точки впадины, находящейся в данный момент в контакте, равен Величина удельного скольжения по впадине зависит не от единичного обжатия, а от суммарной подачи накатника.
Наибольшее значение удельное скольжение имеет при подаче накатников на полную глубину зуба, т. е. в конце накатывания.