Замеры толщины зубьев
При дальнейших испытаниях до 1200 ч поверхностный износ зубьев у накатанных зубьев составлял примерно 0,06 мм, а у фрезерованных около 0,25 мм. Для исследования контактного износа накатанных и фрезерованных зубьев с модулем 2,5 мм были использованы цилиндрические косозубые зубчатые колеса коленчатого вала трактора «Беларусь-50». Накатанные и фрезерованные колеса изготовлялись из стали 45 (ГОСТ 1050-60)-по установленной заводской технологии. Отобранные для стендовых испытаний зубчатые колеса были проверены на твердость, пятно касания и геометрические параметры, которые являются исходными данными для суждения о величине контактного износа.
Испытания проводились на стенде с замкнутым силовым контуром, каждое колесо перед испытанием подвергалось предварительной обкатке с меньшей нагрузкой.
Замеры толщины зубьев для определения их износа производились по диаметру начальной окружности колес, где из-за отклонения направления спирали зубьев наблюдался наиболее интенсивный износ, обусловленный не только чистым износом, но и пластической деформацией.
На основании замеров было установлено, что уменьшение толщины зуба на диаметре начальной окружности в среднем составляло: для фрезерованных колес в пределах 0,14-0,26 мм, для накатанных 0,071-0,14 мм. Зубчатые колеса с 1,5 и 2,5 мм были подвергнуты также испытаниям на контактное поверхностное выкрашивание. Этот вид разрушения нагруженных поверхностей зубьев является следствием усталости металла под воздействием контактных напряжений.
При накатывании зубьев особенно сильно подвержены уплотнению наружные слои металла, состояние которых оказывает решающее влияние на поверхностное усталостное выкрашивание.
Испытания колес с 1,5 мм, изготовленных из стали 40ХН, проводились на установке, работающей по схеме замкнутого контура.