Примеры технологичности конструкций зубчатых колес
После закалки колеса подвергаются отпуску, который проводится в конвейерных отпускных печах. Цементируемые зубчатые колеса из стали 20Х проходят цементацию, нормализацию, закалку и отпуск. Практика изготовления накатыванием цилиндрических простых одновенцовых дисковых или имеющих ступицу зубчатых колес свидетельствует о возможности применения этого процесса для изготовления зубчатых колес более сложной конструкции.
Например, этот способ может быть применен для обработки венцов с последующей их сборкой со ступицей. Если сборка такого блока производится на клеевой основе, то зубчатый венец изготовляется с посадочным отверстием, в котором по спирали нарезаны канавки.
Посадочный диаметр ступицы также имеет спиральные канавки с другим направлением. До сборки венцы и ступицы обезжириваются; после выдержки на воздухе до удаления растворителя отверстие венца и наружный посадочный диаметр ступицы покрываются сплошным слоем клея, затем ступица вставляется в венец.
Наличие встречных спиральных канавок создает условия для более равномерного заполнения клеевого шва. В качестве клеевого состава может быть использована эпоксидная смола марки ЭД-6 или ЭД-5 (ГОСТ 10587-63). Отвердение клеевой пленки производится в течение 3 ч при температуре 150±5°С, при охлаждении со скоростью не выше 0,5° С/мин. Исследования показывают, что при использовании клеевой композиции, затвердевающей при нагревании, прочность на сдвиг клеевых соединений типа вал — втулка для диаметров 50-80 мм, при ширине 20-30 мм и зазоре 10-30 мк равна 350-400 кг/см2. Реально действующие средние напряжения сдвига в клеевом шве, найденные из условий равнопрочности с зубчатым венцом на изгиб зуба составляют 50-80 кг/см2, таким образом запас прочности по клеевому шву равен 3-4.