Шероховатость поверхности
В редукторах устанавливались одновременно накатанные и фрезерованные зубчатые колеса, это создавало идентичные условия для их работы. Смазка испытуемых колес проводилась разбрызгиванием, сорт масла — веретенное, температура масла поддерживалась постоянной.
Накатывание зубчатых колес производилась прутковым способом при температуре конца обработки в пределах 850-900° С, нарезание — червячной фрезой за один проход.
Как накатанные так и фрезерованные колеса подвергались одинаковой термообработке; нагреву токами высокой частоты и закалке в масле до твердости HRC 45-52. Перед испытанием контролировалась точность элементов зацепления и чистота поверхности. По предельной разности соседних окружных шагов и накопленной погрешности окружного шага изделия соответствовали 8-й степени точности по ГОСТу 1643-56. Шероховатость поверхности для фрезерованных и накатанных колес соответствовала 6-му классу чистоты по ГОСТу 2789-59. Предел усталостного выкрашивания зубьев определялся как величина, лежащая между двумя возможно близкими значениями контактного напряжения, из которых одно вызывало прогрессивное выкрашивание, а другое — нет. За базу испытаний принималось число циклов, равное 10 млн.,. а в некоторых случаях испытания продолжались до 10- 20 млн. циклов.
Для накатанных колес испытания начинались с удельного давления 180 кг/мм2, это оказалось значительно выше предела усталостного выкрашивания. В результате появился износ зубьев, причем настолько интенсивный, что материал истирался, не успевая «устать».
При таких давлениях были случаи смятия поверхности зубьев и даже их поломки.
Путем последовательного снижения величины а был установлен предел усталостного выкрашивания для этих колес, равный 108 кг/мм2.