Влияние смазок на форму зубьев
Накатка осуществлялась штучным способом при обжатии 0,34 мм, зубчатые колеса имели 36 и 20 мм, материал колес — сталь 20. Нагрев заготовок производился токами высокой частоты до температуры 1050° С, температура конца накатки составляла 850° С. Смазка подавалась на накатники непрерывно в распыленном состоянии с помощью форсунок. Были опробованы смазки нескольких видов, в том числе: смазка № 1, включающая 25% серебристого графика (ГОСТ 5279-61) и 75% машинного масла С (ГОСТ 1707-51); смазка № 2, содержащая 17% двусернистого молибдена M0S2 и машинного масла С; смазка № 3, состоящая из 5% серебристого графита, 15% жидкого стекла и 5%-ного водного раствора эмулъсола Э-3 (ГОСТ 1975-53). Влияние смазок на форму зубьев особенно отчетливо проявлялось при накатывании с малыми обжатиями, когда в результате действия сил трения увеличивается местное течение металла в области кромки зуба. Процесс накатывания прекращался в тот момент, когда гребешки достигали наибольшей высоты и начинали касаться оснований впадины зубьев накатника.
Контур зуба, накатанного без смазки, имеет неполное заполнение и имеет глубокий дефект, расположенный у основания ножки ведомого профиля зуба; на колесах, накатанных со смазкой, такой дефект отсутствует.
Колеса, накатанные без смазки, имеют небольшую разновысотность профилей, которая составляет примерно 0,6 модуля против 0,3 модуля при применении смазки. Для оценки влияния качества смазки на точность изделий производились замеры погрешности профиля, колебания длины общей нормали, диаметра окружности впадин и ширины зубчатого венца.
Полученные данные указывают на то, что применение указанных видов смазки уменьшает погрешность профиля в 1,5-1,9 раза. Так, колебание длины общей нормали уменьшается в среднем с 0,20 до 0,15 мм.