Уменьшение трения торцов накатываемой заготовки
Менее заметно сказывается влияние смазок на кинематическую точность зацепления. При накатке со смазкой диаметр окружности впадин колеса уменьшается на 0,2 мм, а ширина зубчатого венца на 0,3 мм. Эта изменения вызываются видимо различиями упругих деформаций узлов стана в связи с уменьшением силовых характеристик, а также переменой условий течения металла. Смазки при горячем накатывании колес влияют на силовые характеристики процесса.
Из графика видно, что применение упомянутых смазок снижает при данных условиях накатки крутящий момент на 44-38% и давление в пределах 8%. Обращает внимание непропорционально большое снижение крутящего момента по сравнению со снижением давления. Одной из основных причин этого явления можно считать уменьшение трения торцов накатываемой заготовки об ограничительные реборды накатников.
Все три вида указанной выше смазки имеют примерно одинаковую эффективность в части улучшения формирования зубьев и снижения нагрузок, но масляно-графитовая, масляно-молибденовая и водно-графитовая с дополнением декстрина смазки удобнее в эксплуатации, поэтому их можно рекомендовать для практического применения.
Результаты исследований процесса горячего накатывания зубчатых колес показывают, что несмотря на высокую производительность и универсальность способа широкое его внедрение в промышленность может быть осуществлено только после того, как будет отработан стабильный процесс, обеспечивающий получение колес достаточной точности. В настоящее время способом горячего накатывания не всегда удается получить зубчатые колеса, которые могут применяться в основных отраслях машиностроения без дополнительной механической обработки, особенно это относится к зубчатым колесам средних и крупных модулей.